Поэзия I Проза I Публицистика I Литературная критика

Лаконизмы I Книги I Отзывы I Интервью

Стихи Ленчика на РифмеРу

на главную

 

Баннеры для обмена

Отзывы

 

Евсей Цейтлин. Сегодня и Давно

 

М. Георгадзе.

Моление о тучке

 

Людмила Душина.

У поэзии нету иного начала...

Л. Душина Журнал СловоWord № 35-36, Нью-Йорк 2002

               У ПОЭЗИИ НЕТУ ИНОГО НАЧАЛА…
 

Разлетелась на брызги и рифмы волна,

а потом собралась - и опять всё сначала.

 

        И заглавие, и эпиграф - из новых стихов поэта Льва

Ленчика. Раскладывая и вновь собирая прожитые

десятилетия, размышляя над ними (а размышляет всегда -

такова его природа), он вряд ли называет в душе, утаено,

себя поэтом. Может, и правда, поэт прежде всего

созерцатель?.. В кипучей, по-особому деятельной голове

Ленчика бурлят, теснятся, наскакивают одна на другую

мысли. Не оттого ли в его стихах - вопросы, вопросы. Даже

если нет знаков, их обозначающих. Вопросы важнее

ответов и разъяснений: с них начинается прогресс, они и

есть прогресс, то есть пульс, движение мысли. Таким мы

знаем и помним Лёву: в деяниях студенческих, в общении,

в дружбе, в долгих странствиях по жизни и горемычных,

и радостных. Едва ли находил ответы на свои вечные

вопросы, но всегда искал, и этим задавал ритм и себе,

и окружающим. Читаю стихи Ленчика и вижу его перед

собой:

 

Что прогресс? - Оплот ли? Опыт?

Стих? Железо? Кройка крыл?

Не искал ответа Петр -

знал, что сам ответом был.

 

        Когда совсем уже обретенная истина вдруг

наталкивается на очередной жизненный тупик, начинаешь

искать её начало, заходишь с другого конца, рискуешь

потерять, что приобрел прежде и всё-таки идешь вперед

в неведомое. Такое дано не всем. Леве - дано. И дело не

только в силе характера, в природной дерзости. Главное:

Ленчик - человек пути, движения, и стихотворные строки

выдают, проявляют это. Проявляют запрятанным в стихи

ритмом дорожного перестука колес и вагонов, проявляют

смелой доподлинностью (иначе при таком напоре стиха не

воспримешь!) сюжета:

 

Начать бы с начала, да вот не найти

начало, которое самое первое.

Вокзал ли - начало, начало ль - в пути?

Ведь в каждом начале другое, наверное.

 

Вокзальный перрон переполнен дождем,

плащами, прощаньем и давкой, и гомоном.

Два новых начала вошли напролом

и заняли лавку у входа вагонного.

 

        Увлекательное занятие вычитывать в стихах манеру и

приметы старинного товарища. Но, думается, Ленчик именно

потому поэт, что он куда шире и объемнее личной тематики

и личностных ассоциаций. Из его поэтических сборников

поднимается голос целого поколения людей, по живому

разрезанных ходом истории на своих - не своих, евреев -

русских, русских – иностранных, голоса тех, кто здесь,

на виду у всех, не обрел способа быть услышанным о

главном и заветном, и потому уходящих "за грань", в другое

измерение себя и мира. Послание ушедшему поэту и другу

завораживает пронзитель­ной интонацией, полно вместившей

(так бывает только в стихах и музыке) начала

противоположные: трагизм утраты и исцеляющий свет

надежды:

 

Не валяй дурака - возвратись, наконец,

побыла там - и ладно. И будет!

Да поможет и Сын уберечь, и Отец

свой секрет до скончания будней!

 

        В этой способности к соединению противоположностей -

ещё одна грань поэтического дарования Ленчика. Так

естественна его волна Мексиканского залива, что "лиха и

тиха" одновременно! И что бы ни думал он о себе

потаенно, в какую бы яркую, парадоксальную, острую и

злую прозу ни продвигался, думается, поэт, не прозаик,

живет в Льве Ленчике прежде всего, живет и творит особый

мир стихов.

       Баюкают - качают, выплескиваются в "ритме стиха и

души", разбиваются на "брызги и рифмы" образы - волны

его поэзии:

 

Излиянье души - изваянье стиха,

у поэзии  нету иного причала,

разлетелась на брызги и рифмы волна,

а потом собралась - и опять всё сначала.